Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край
далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
Так, изучая тему:
«Осень. Природа. Погода», я поставила следующую цель: расширять и активизировать
словарь детей по теме «Осень»
Мною были поставлены обучающие и
воспитательные задачи:
·
расширять
представления об изменениях, происходящих в природе осенью;
·
упражнять
в образовании относительных прилагательных;
·
упражнять
в образовании однокоренных слов;
·
упражнять
в подборе слов-действий, слов-признаков;
·
упражнять
в употреблении простых предлогов с, в, под;
·
развитие
ориентировки в пространстве работа над лексической стороной выражений
·
развивать
непроизвольную память, мышление.
·
воспитывать
любовь и бережное отношение к родной природе, видеть её красоту желание сохранять всё живое.
Во время прогулки на участке попросила
обратить внимание детей:
ü - на деревья,
листву (стала желтой, красной; опадает, сыплется вниз, шуршит под ногами);
ü - на траву, цветы
(пожухла, высохла, стала колючей, жесткой; цветы увяли, поникли);
ü - лужи на
дорожках (часто моросит дождик, земля стала сырой, лужи не успевают высыхать);
ü - одежду, обувь
людей.
После прогулки говорили о том, что видели;
побуждала детей употреблять в речи более точные слова. Дошкольники
рассказывали, почему не видно бабочек, мух, муравьев, куда улетели птицы.
На занятиях выучили наизусть стихотворение
«Осенние приметы». Мы упражнялись в навыке составления рассказа по сюжетной
картинке с опорой на предметные картинки.
В развитии памяти, внимания и мышления нам
помогли игры: «Бывает - не бывает»; отгадывание загадок об осени и осенних
явлениях природы.
Дидактические игры и упражнения способствовали
качественному усвоению материала:
·
«Живое-неживое»
·
«Да
или нет»
·
«Чего
осенью много»
·
«С
какого дерева листок?»
·
«Назови
ласково» (существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами).
·
«Какая
осень?» (подбор прилагательных к наречиям).
·
«Сосчитай
от одного до десяти» (согласование существительных с количественными
числительными).
·
«Кто
больше» (подбор признаков к предметам).
·
«Что
делает?» (подбор действий к предметам).
Дети использовали природный материал в
качестве предметов по развитию мелкой моторики (грецкие орехи, каштаны, шишки сосны
и ели, семена фасоли, гороха, кукурузы).
Я думаю, что дети надолго запомнят прогулки
и экскурсии, стихи, загадки и песенки об осени.
Учитель – логопед: Грона
Е.Б.