Дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, проблема речевого развития дошкольника остается актуальной. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.
Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи и тем самым заинтересовывают ребенка через демонстрацию явлений и объектов в динамике.
Мы используем на занятиях компьютерные игры, направленные на речевое развитие дошкольников:
· Каким звуком отличается,
· Четвертый лишний,
· Учимся пересказывать,
· Согласование цифры и слова,
· Читаем по первым буквам,
· Зашумленные буквы,
· Пополняем словарный запас,
· Составь предложение,
· Куда везет самолет.
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Речевые игры имеют большое значение для развития мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Учитель – логопед: Грона Е.Б.