Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Целью этой деятельности является развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
В ходе экспериментирования решаются следующие задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Информация об объектах и явлениях, предметах становится содержанием данной деятельности. Мотивация ребенка обусловлена познавательными потребностями, познавательным интересом, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В своей деятельности ребенок использует такие средства, как язык, речь, поисковые действия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В ходе данной экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами воздуха.
Мы проводили опыты и узнали:
-воздух невидимый, прозрачный, бесцветный
- воздух можно почувствовать
- воздух можно увидеть, в воде тоже есть воздух
- звуки бывают там, где есть воздух
- воздух нужен человеку, животным и растениям
Дети с восторгом играли с шариками, пускали пузыри в воде с помощью соломинки, Узнали, почему не намокла салфетка в стакане с водой, при опускании стакана в таз с водой.
Дети учились самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Воспитатель Фадеева И.А.