На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления.
Развитию мелкой моторики рук у детей 5-7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.
На занятиях нашего логопункта детям предлагаются упражнения, которые способствуют развитию точности и быстроты движения. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук. Использую три вида таких заданий:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
Игры с мелкими предметами
Ребёнку предлагаю все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
- мозаика;
- пазлы;
- конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей могут опираться на:
- цветные палочки;
- скороговорки;
- стихи;
- пальчиковый театр.
Массаж кистей и пальцев
Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:
- самостоятельная разминка пальчиков и кистей различными предметами (шариковая ручка ,катушки, бигуди, Су-Джок ,природный материал, и т.д.
- крупотерапия, где ребёнок запускает руки в крупы и семена, трогая пальчиками по отдельности каждую крупинку.
- песочная терапия, (рисование пальчиком на светящемся песке, коллективное создание картин в ходе изучения той или иной лексической темы)
Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики.
Графические задания
В свете подготовки к школе наибольшее внимание уделяем выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.
Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
· рисование по клеточкам;
· рисование по трафаретам;
· штриховка, раскраска;
· работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Учитель логопед: Грона Е.Б.