Нетрадиционные логопедические упражнения с шариками марблс и камешками – кабошонами.

Одним из самых интересных и инновационных приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста можно назвать применение шариков Марблс и камешков-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад были игрушками для древних людей.

Шарики получили свое название от английского «Марблс» (переводится как мраморные). Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, – цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами, блестками. Камешки-кабошоны (переводится как «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются.  

На индивидуальных логопедических занятиях мы используем разные виды работ с шариками марблс и камешками - кабошонами, в зависимости от поставленных целей, задач и речевого дефекта детей. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.

Перечислю несколько целей, которые мы решаем, благодаря использованию упражнений с шариками марблс и камешками – кабошонами:

1.           формирование и закрепление правильного  захвата  шарика;

2.           развитие тактильных ощущений;

3.           развитие сложно - координированных движений пальцев и кистей рук;

4.           закрепление умения  ориентироваться  на плоскости;

5.           профилактика оптико-пространственных нарушений;

6.           закрепление счета;

7.           обогащение словарного запаса;

8.           развитие внимания и памяти;

9.           формирование и закрепление правильного образа буквы,  профилактика дисграфии;

10.        развитие фантазии ребенка.

 

Рассмотрим варианты игр с шариками марблс и камешками - кабошонами:

1.       Из прозрачной ткани сшить длинную «колбаску». Наполнить «колбаску» шариками марблс. Можно перевязать по центру пустую «колбаску» и одновременно (по команде) двум игрокам приступить к наполнению её с двух сторон – «кто быстрее?»

2.      Смешать камешки – кабошоны и шарики марблс. Помочь Золушке сортировать камешки и шарики в разные ячейки.

3.      Дидактическая игра «Сухой бассейн» («Найдем предмет» или «Угадай-ка»)

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от шариков марблс (Например: киндер - игрушки; небольшой строительный материал; природный материал – желудь, каштан).

Оборудование: емкость глубокая, шарики марблс, мелкие игрушки.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, среди шариков с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами.

4.      Упражнение «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями, камешки – кабошоны.

Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: - Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

5.      Работа по коррекции дисграфии.  Игра «Отражение». Из камешков – кабошонов выкладывают буквы в правильном и зеркальном расположении. Детям рассказывается история о буквах в зазеркалье, которые запутались; где они и где их отражения. Дети помогают буквам убрать неправильные отражения.

6.      Применяя шарики Марблс и камешки - кабошоны можно развивать фантазию и творчество, придумывая новые варианты игры. Изготовить и украсить поделки.  

Детям нравится выполнять различные задания с шариками Марблс и камешками – кабошонами. Стеклянный шарик марблс привлекают детей. При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание и мышление. Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. 

Эти игры и упражнения можно применять не только в работе логопедического пункта и в группах ДОУ, а также в домашних условиях.

 

Учитель – логопед: Львова Ирина Николаевна