Одним из самых интересных и инновационных приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста можно назвать применение шариков Марблс и камешков-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад были игрушками для древних людей.
Шарики получили свое название от английского «Марблс» (переводится как мраморные). Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, – цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами, блестками. Камешки-кабошоны (переводится как «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются.
На индивидуальных логопедических занятиях мы используем разные виды работ с шариками марблс и камешками - кабошонами, в зависимости от поставленных целей, задач и речевого дефекта детей. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Перечислю несколько целей, которые мы решаем, благодаря использованию упражнений с шариками марблс и камешками – кабошонами:
1. формирование и закрепление правильного захвата шарика;
2. развитие тактильных ощущений;
3. развитие сложно - координированных движений пальцев и кистей рук;
4. закрепление умения ориентироваться на плоскости;
5. профилактика оптико-пространственных нарушений;
6. закрепление счета;
7. обогащение словарного запаса;
8. развитие внимания и памяти;
9. формирование и закрепление правильного образа буквы, профилактика дисграфии;
10. развитие фантазии ребенка.
Рассмотрим варианты игр с шариками марблс и камешками - кабошонами:
1. Из прозрачной ткани сшить длинную «колбаску». Наполнить «колбаску» шариками марблс. Можно перевязать по центру пустую «колбаску» и одновременно (по команде) двум игрокам приступить к наполнению её с двух сторон – «кто быстрее?»
2. Смешать камешки – кабошоны и шарики марблс. Помочь Золушке сортировать камешки и шарики в разные ячейки.
3. Дидактическая игра «Сухой бассейн» («Найдем предмет» или «Угадай-ка»)
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от шариков марблс (Например: киндер - игрушки; небольшой строительный материал; природный материал – желудь, каштан).
Оборудование: емкость глубокая, шарики марблс, мелкие игрушки.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, среди шариков с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами.
4. Упражнение «Выложи по заданию»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями, камешки – кабошоны.
Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение: - Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
5. Работа по коррекции дисграфии. Игра «Отражение». Из камешков – кабошонов выкладывают буквы в правильном и зеркальном расположении. Детям рассказывается история о буквах в зазеркалье, которые запутались; где они и где их отражения. Дети помогают буквам убрать неправильные отражения.
6. Применяя шарики Марблс и камешки - кабошоны можно развивать фантазию и творчество, придумывая новые варианты игры. Изготовить и украсить поделки.
Детям нравится выполнять различные задания с шариками Марблс и камешками – кабошонами. Стеклянный шарик марблс привлекают детей. При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание и мышление. Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность.
Эти игры и упражнения можно применять не только в работе логопедического пункта и в группах ДОУ, а также в домашних условиях.
Учитель – логопед: Львова Ирина Николаевна