В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводиться все, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребенок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, развивая коммуникативные и лидерские качества. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполнение различных ролей помогает развивать мыслительную способность человека, умение воспринимать чужую точку зрения.
Для организации сюжетно-ролевых игр детей в группе «Светлячок» оформлены отдельные зоны, где ребята могут свободно подобрать атрибуты и оборудование к таким играм, как «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Строители», «Школа», «Библиотека» и т.д. Каждая из этих игр очень увлекательна и познавательна для детей, особенно если выстроен интересный сюжет. В свободное время дети часто играют в эти сюжетно-ролевые игры и уже вполне хорошо справляются взятыми на себя ролями. Подметив это, я в один из дней предложила детям объединить все эти игры в один общий, и назвать эту игру «Наша дружная семья». «Как это?»,- стали спрашивать меня дети, и множество глаз уставились на меня с большим любопытством. Для начала я предложила им выбрать роли для игры «Семья» - это папа, мама и две сестры. Ну а остальные сюжеты выстроить уже вокруг этой семьи: «Рано утром вся семья собирается за завтраком. Папа торопится на работу, он – строитель. Сестры идут в школу. Ну а у мамы выходной – ей сегодня надо успеть сходить в больницу, зайти в магазин за продуктами, а после школы сводить детей в парикмахерскую». Чтобы заработал такой сюжет, мы с детьми задействовали зоны: «Школа» - где есть учитель и остальные ученики; «Строители» - где работает наш папа и остальные строители, а водители возят на машине им кирпичи и стройматериалы; «Больница» - где работают врач и медсестра; «Магазин» - где работает продавец, а на машине ей привозит товар водитель; «Парикмахерская» - где люди сидят в очереди на стрижку.
Наша игра заинтересовала всех детей и прошла на ура! Даже робкие, стеснительные дети справились своей ролью вполне хорошо. Ну а я, тихонечко и незаметно, направляла ход игры в нужное русло, так как такой большой сюжет дети пока не в силах организовать и вести её самостоятельно. Все дети остались довольны, а глаза сияли, и мы договорились, что такие игры с ними будем играть ещё и ещё.
Воспитатель: Желтухина Н. Ю.