Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Родители часто спрашивают, сколько нужно заниматься у логопеда? В одних случаях преодоление дефектов длится от 2 до 6 месяцев. В случае общего недоразвития речи от 6 месяцев и более, с обязательной и неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих домашние задания логопеда вместе с ребенком.
Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
Родители, по рекомендациям логопеда, могут ежедневно дозированно давать знания ребенку. Получая новые знания, ребенок развивает свой словарь, обогащает его существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, преодолевает нарушения грамматического строя речи, учится самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, изменять по родам и числам и др.
Каково значение домашнего задания?
Оно имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается весь пройденный материала на занятиях у логопеда.
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.
1. Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
6. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
7. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
8. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Часто задаваемые вопросы.
Обязательно ли выполнять задание в тот же день, когда это делали в детском саду, или в тот день, когда его задали? Мы не успеваем выполнить задания вечером.
Вы можете выполнять задания в выходные. Если их несколько, главное, чтобы между выполнением был перерыв. Например, одно задание после завтрака, следующее после прогулки или после дневного сна.
Ребенок отказывается выполнять задания. Может, ему это неинтересно?
Если Вы выполняете все вышеперечисленные пункты, если малыш не болен, не голоден и достаточно выспался, значит, он просто проверяет «границы дозволенного». Мягко, но настойчиво добивайтесь выполнения работы. «Ой, смотри, как рукавички плачут и просят: «Дениска, нарисуй нам скорее веревочки, а то мы потеряемся, и ручки у куколки замерзнут…»
Не будет ли это насилие над ребенком?
Действительно, некоторые психологи советуют отложить задание и вернуться к нему позже, когда у ребенка будет настроение лучше или появится желание самому это сделать. Мы с этим не согласны. С самого раннего детства малыш должен знать слово «надо». Когда логопед детского сада говорит родителям: «У вас будут проблемы в школе, потому что в школе учительница не сможет отложить урок до того времени, когда у вашего ребенка появится соответствующее настроение», некоторые родители иронично улыбаются: «Нам еще совсем мало лет, а Вы так далеко заглядываете в будущее…» Фундамент будущего закладывается в раннем возрасте... То, что упущено в раннем возрасте, упущено навсегда! Приоритетным решение всегда останется за родителями. Логопед дает только советы, а желание выполнять их или нет, а так же ответственность за последствия выполнения или невыполнения, останутся только на родителях, так как пострадает прежде всего уровень развития Вашего ребенка.
Если мы будем помогать ребенку, как он научится самостоятельности? Если я держу его руку, получается, что это не его работа.
Вместе - не значит вместо. Когда малыш учился ходить, Вы держали его за руки, поддерживали, и, прежде всего, учили! Когда он учился есть, Вы направляли его руку, держали ее, и, прежде всего, учили! То же касается и занятий. Важно научить ребенка, а только потом требовать от него самостоятельности.
Ребенок отказывается выполнять задание самостоятельно. Всё время просит: «Мам, ну сделай ты…» Как вести себя в этом случае?
Предложите ему роль учителя-логопеда, а себе роль ученика. Предложите ребенку научить вас, как нужно выполнять это задание. Ненавязчиво, используя игровой сюжет, помогите ребенку выполнить роль логопеда, если Вы видите его неуверенность в успехе. Умелое, ненавязчивое руководство взрослого очень поможет ребенку в выполнении разнообразных, практических действий. Попробуйте выполнять задание «по очереди». «Вот эту линию мы проведем вместе, а следующую ты сам. Теперь твоя очередь! Ой, как же у тебя красиво получилось. Я знаю, ТЫ СМОЖЕШЬ так же красиво выполнить задание и сам».
Не только обучение в процессе дидактических игр (занятий), необходимо ежедневно формировать у ребенка элементарные практические навыки. (Это зависит не от возраста, а от уровня развития. Один ребенок многое может в 1,5 года, а другой и в 3 года не справляется с уровнем годовалого). Речь идет не о задержке развития по медицинским показаниям, а о дефектах воспитания.
Мы считаем, что наш ребенок еще слишком мал, чтобы выполнять такие задания.
Важен не возраст, а период и качество занятий. Если Вы не научили навыкам в определенный возрастной уровень развития, то с каждым упущенным возрастным этапом, возникают трудности, прежде всего, для самого ребенка. Развивается инфантильность (дефект воспитания!). При своевременном обучении и воспитании – действия ребенка приобретают осмысленный и качественный характер. Важно не упустить формирование навыка на каждом возрастном этапе, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений и опыта.
Нам некогда выполнять домашние задания. Вот чему в детском саду научите, того ему и хватит.
Занятие должно длиться не более 15-20 минут. Если и этих минут, к сожалению, у вас нет, то претензии в жизни «а почему наш ребенок делает хуже, чем остальные?», отнесите, прежде всего, к себе! Если сегодня у Вас нет времени «на ребенка», то мы сомневаемся, что оно найдется у Вас и впоследствии.
Ну, а если у ребенка не получается, не хочет он дома заниматься? Ну и ничего страшного. Не всем же быть гениями!
Ваш ребенок просто чувствует «никчемность» своего обучения и, прежде всего, Ваше равнодушное отношение к его обучению. Вам необходимо соблюдать все вышеперечисленные рекомендации. И чтобы в последствии у Вас не возник вопрос «Мы ходили в сад столько времени, а чему же наш ребенок научился?», мы рекомендуем таким родителям найти детский сад, в котором уровень обучения будет соответствовать Вашим представлениям.
Вы даете нам домашнее задание, чтобы это делали МЫ, родители. А чем же тогда логопед и воспитатели занимаются в детском саду?
Мы даем домашнее задание не только для того, чтобы создать и закрепить у малыша эмоционально-положительное отношение к обучению, но так же и для того, чтобы закрепить контакт между Вами, как родителями, и малышом, который (контакт) в дальнейшем поможет Вам и в школе, и просто в жизни. Помните, о том, что Ваша цель – научить ребенка не только выполнять задания, но и чувствовать, что Вы всегда, в любой ситуации придете ему на помощь, что его неудачи с Вашей помощью будут успешно преодолены.
Учитель – логопед: Львова И.Н.