Речевая готовность детей к школе

В детском саду в течение учебного года проводилась большая работа по подготовке детей к школе. Одним из направлений данной работы – это речевая подготовка ребенка к школе. И очень важно в течение летнего периода закреплять (и не утратить) полученные знания, умения и навыки.

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1.      Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.      Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3.      Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4.      Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5.      Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

 

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

·        строить сложные предложения разных видов;

·        составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

·        находить слова с определенным звуком;

·        определять место звука в слове;

·        составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

·        членить слова на слоги (части);

·        различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

·        самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

·        драматизировать небольшие произведения;

·        уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

·        иметь представления о сезонных явлениях природы;

·        знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

 

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

 

Условия, для обеспечения речевой готовности ребёнка к школе

Ø  создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

Ø  проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

Ø  не ругать ребенка за неправильную речь;

Ø  ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

Ø  не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

Ø  осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.

Это связано с двумя причинами:

1)     Родители не слышат недостатков речи своих детей;

2)     Не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

 

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна:

Ø  Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка;  

Ø  Во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей и (иногда) врачей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 

Учитель – логопед: Львова Ирина Николаевна