Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.
К. Г. Юнг
В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях способствует решению следующих задач: повышение речевой активности, снятие напряжения, восстановление работоспособности, активизация познавательного интереса, концентрация внимания, снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.
Кроме того, альтернативные методы и приёмы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
В работе с дошкольниками с нарушениями речи мы используем различные здоровьесберегающие технологии. Одна из них – это песочная терапия.
Наш детский сад приобрел дидактический стол в логопедический кабинет с подсветкой для рисования песком и для игр с песком.
Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. С помощью песка ребёнок может расслабиться, успокоиться. Песок – это загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Он может быть сухим, лёгким. А также влажным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость, а также способствуют его развитию.
На наш взгляд использование игр с песком, особенно с детьми с нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Игровые упражнения с песком можно использовать в индивидуальной логопедической работе, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются следующие задачи: развитие речевого дыхания, развитие фонематических представлений, автоматизация поставленных звуков, совершенствование грамматического строя речи, формирование слоговой структуры речи, развитие связной речи, обучение грамоте, развитие мелкой моторики.
Также известно, что песок поглощает негативную психическую энергию. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Ребенок с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
В работе можно использовать следующие игры и упражнения с песком.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания
«Прятки». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Вьюга». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Игры для обогащения словарного запаса
«Кто больше?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое придуманное слово выкладывает каштан.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
Игры, направленные на совершенствование грамматического строя речи
«Чего не стало?». Закрепление навыка использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед засыпает часть предметов на картинке песком, а затем просить ребёнка сказать, чего не стало.
«Расскажи». Игра на употребление в речи предлогов. Логопед расставляет предметы по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении предмета относительно других.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (лиса – быстрая, шкаф – деревянный и т. п.).
Игры, направленные на развитие фонематических процессов
Игра «Разноцветные грузовики» (Дифференциация твёрдых и мягких звуков). Предложить детям разложить картинки в грузовики: в зелёный – с мягким звуком, в синий – с твёрдым звуком. Аналогично проводится игра на дифференциацию гласных и согласных звуков.
«Спрячь ручки» – спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Собери бусы». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове. Аналогично проводится игра на дифференциацию гласных и согласных звуков.
«Найди клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Игры, направленные на формирование слоговой структуры слова
«Построй забор». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество линий, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество линий. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю линию.
«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными линиями делит его на слоги.
Игры, направленные на развитие связной речи
«Отгадай-ка». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Художник». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Игры и упражнения, используемые в обучении грамоте
«Найди и назови». Логопед прячет в песок буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Предлагаемые задания являются базовыми, их можно дополнить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата, и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей дошкольников с нарушениями речи.
Игра с песком не имеют методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Учитель – логопед: Львова Ирина Николаевна