Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов.
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление), и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина.
В свете решения данной проблемы мною была выдвинута цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.
Обозначены следующие задачи:
1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
- Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
- Развивать логическую и образную память.
- Развивать произвольность внимания.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
- Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.
С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
- Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
- «Чей голос звучит?»
- «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
- «Что прибавилось, появилось?»
- «Что я спрятала?»
- «Кто улетел?»
- «Кого я не назвала?»
- «Посмотри, запомни и назови»
Развитие слуховой памяти:
- Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
- Повтори слова в обратном порядке.
- Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
- «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
Развитие логической памяти и мышления:
- Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
- Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
- Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
- Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки)
Развитие внимания и зрительного восприятия:
· «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
· Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
· «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
· Д/и «Что перепутал художник?»
На индивидуальных занятиях представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов.
· Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;
· Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;
· Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком.
Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий.
Учитель-логопед: Грона Елена Богдановна