Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя-логопеда

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов.  

        Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление), и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина.

      В свете решения данной проблемы мною была выдвинута цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.

   Обозначены следующие задачи:

1.      Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.

  1. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
  2. Развивать логическую и образную память.
  3. Развивать произвольность внимания.
  4. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
  5. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.

         С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

  • Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
  • «Чей голос звучит?»
  • «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

Развитие зрительной памяти:

  • «Что прибавилось, появилось?»
  • «Что я спрятала?»
  • «Кто улетел?»
  • «Кого я не назвала?»
  • «Посмотри, запомни и назови»

Развитие слуховой памяти:

  • Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
  • Повтори слова в обратном порядке.
  • Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
  • «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).

Развитие логической памяти и мышления:

  • Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
  • Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
  • Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
  • Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки)

Развитие внимания и зрительного восприятия:

·        «Найди фрагмент или предмет на картинке?»

·        Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).

·        «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).

·        Д/и «Что перепутал художник?»

     

На индивидуальных занятиях представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов.

·        Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;

·        Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;

·        Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком.

 

Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий.

                                                        Учитель-логопед: Грона Елена Богдановна