Изучив множество литературы по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова " Развитие мелкой моторики", Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика", Е. М. Чернова "Пальчиковые шаги", В. Савченко "Штриховка", А. Н, Малышева "Аппликация в детском саду" и др., я пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Определив основное направление в работе, необходимо найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Поставив перед собой цели и задачи, исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики:
• Игры с каштанами, грецкими орехами. Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
• Самомассаж шишками сосны, кедра, ели, а также семенами и косточками различных плодов деревьев успешно использую на занятиях по лексическим темам: «Деревья осенью», «Сад-огород» и другие.
• Самомассаж ладоней и пальцев с помощью бельевой прищепки, орехов, шишек, веточек ели, шестигранных карандашей, каучуковых мячей, бумаги, массажных шариков, ковриков «травка», фасоли, гороха и т.д.
Учитель - логопед: Грона Е.Б.