24 ноября 2016 года в детском саду прошел городской семинар – практикум «Дорогою добра» (по реализации программы духовно-нравственного воспитания детей «Социокультурные истоки»).
Этот семинар был организован для педагогов Канашского района, а также города Канаш и Алатырь.
С приветственным словом перед участниками выступила заведующая детским садом Михайлова Г.П. Она рассказала, что по программе «Социокультурные истоки» дошкольное учреждение работает с 2010 года. Она отметила, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Семинар затем продолжился просмотром открытых занятий в средней группе по теме «Домашнее тепло» - воспитатель Лепешкина Л. В., в подготовительной к школе группе по теме «Жизненный путь» - воспитатель Дементьева Л.И. и мастер-классом «Активное занятие с родителями «Благодарное слово» - старший воспитатель Львова Г.В.
На занятиях гости услышали, как дети выделяют «группы ценностей», составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании.
Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.
Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.
Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание
Ценности родной культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка.
Участники семинара с большим интересом слушали выступление старшего воспитателя Львовой Г.В. на тему: «Алгоритм работы воспитателя с образовательным инструментарием по реализации программы «Социокультурные истоки».
Она отметила, что в течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер.
Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе.
Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. Структура книг имеет определенную последовательность. Каждая из книг серии начинается с обращения к родителям, поскольку именно родители являются первыми педагогами своего ребенка. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.
Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память. В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком (семьей) своего альбома по рабочим книгам, то есть в создании альбома должны принять активное участие родители, а также воспитанники старшего возраста. Создание альбома является своеобразным результатом совместной работы ребенка, родителей, педагогов.
Участникам семинара были даны рекомендации по использованию методического материала по реализации программы «Социокультурные истоки», а так же предложен практический материал для работы с детьми в разных возрастных группах по реализации программы «Социокультурные истоки».
Семинар получил высокую оценку присутствующих. Как отметили выступавшие, работа коллектива полностью соответствует идеям и положениям принятой в городе программы духовно-нравственного воспитания дошкольников «Социокультурные истоки». Участники семинара отметили положительный опыт работы детского сада по реализации духовно-нравственного воспитания, выразили слова благодарности педагогам за их подвижнический труд.