Благоприятные условия, обеспечивающие индивидуализацию образования и личностный рост каждого воспитанника, могут создаваться в коллекционировании, которое определяется как целенаправленное собирательство однородных предметов.
Коллекционирование – это вариант свободного проявления ребёнком желаний, интересов, замыслов.
В нашей подготовительной группе «Золотой ключик» имеются различные коллекции, созданные совместными усилиями воспитателей, детей и их родителей. Это коллекции разнообразных фантиков (имеются раритетные экземпляры), ракушек, бумаги, тканей, игрушек из киндер-сюрприза, календариков, открыток. Оформлена коллекция (гербарий) из листьев деревьев и кустарников, произрастающих на территории нашей республики.
Ребята с большим удовольствием рассматривают их, делятся впечатлениями, пополняют общие коллекции новыми экземплярами.
Кроме групповых коллекций, многие ребята имеют личные. В основном это коллекции наклеек, мелких машинок, блокнотиков, животных в виде маленьких игрушек, марок, календариков и др. Они приносят их в детский сад, чтобы показать друг другу, рассказать о появлении нового экземпляра, обменяться. Тем самым, ребята учатся общаться со сверстниками.
А началось всё с показа презентации «С коллекцией в мир знаний», которая воодушевила ребят заняться новым для них видом деятельности.
В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии.
Собирая, мои воспитанники занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание больше узнать о предметах.
Коллекционирование, как и любое хобби, делает жизнь более интересной и содержательной, содействует позитивной социализации детей.
Коллекционирование выступает хорошим диагностическим средством для педагогов. Наблюдая за работой детей при рассматривании коллекции, слушая их рассказы о любимых предметах, можно узнать об интересах дошкольников, их желаниях, чувствах, представлениях, навыках.
Это позволяет грамотно спланировать образовательный процесс в группе с учётом интересов и потребностей воспитанников, направить его на решение важнейших задач развития личности ребёнка.
воспитатель Лазаричева Т.В