Стратегия взаимодействия в рамках развития программы «Социокультурные истоки»

18 февраля 2016 года педагоги детского сада № 8 Нецветаева Н.А. и Белкова Л.Н. были участниками Круглого стола, проведенного в рамках V Региональных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» по проблеме: «Координация стратегии взаимодействия авторских парциальных программ духовно-нравственного развития: «Социокультурные истоки», «Добрый мир», «Мир - прекрасное творенье» и др.»

 

Педагоги заслушали выступления модераторов:

 

1.Стратегия взаимодействия в рамках развития программ «Социокультурные истоки», «Добрый мир», «Мир прекрасное творенье» - старший преподаватель кафедры дошкольного образования Т. В. Мурашкина.

2.Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций - иерей Дмитрий Нестеренко, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Чебоксарско-Чувашской епархии.

3.Реализация духовно-нравственного направления «Куликово поле. Служение Отечеству» - протоиерей Владимир Теплов, глава правления Православного благотворительного фонда «Алатырь».

 

Во второй части круглого стола педагоги делились опытом реализации парциальных программ духовно-­нравственного развития в дошкольных учреждениях.

 

Решение участников

 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определены особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и приоритетные направления реализации политики государства в области воспитания.

Воспитание в Законе определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы образовательных организаций разрешено включать, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, дополнительные модули или программы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий). Таковыми являются программы «Социокультурные истоки», «Добрым мир», «Мир - прекрасное творенье» и др.

Участники Круглого стола отмечают совпадение главных целей, содержательных основ, принципов, программно-методического обеспечения, методов осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Выступающие отметили, что духовно-нравственное развитие гражданина России в образовательных организациях должно осуществляться в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия детьми ценностей: семейной жизни; культурно-религиозного сообщества; культуры своего народа, российской гражданской нации; мирового сообщества;

Для эффективного функционирования педагогически организованного процесса осознанного восприятия и принятия детьми названных ценностей необходимо создать такие условия, в которых согласованно действовали бы все социальные субъекты - участники образовательно-воспитательного процесса:                   семьи, общественные и религиозные организации образовательные организации, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Участники Круглого стола отмечают, что в современной жизни российского общества наблюдается расхождение ценностных ориентиров граждан, нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан еще не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В связи с чем, участники Круглого стола предлагают:

1. Основываясь на итоговых положительных результатах реализации проекта «Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс» рекомендовать дошкольным образовательным организациям Чувашской Республики использовать в воспитательном процессе программы духовно-нравственного содержания, прошедшие апробацию: «Социокультурные истоки»; УМК «Добрым мир» Л. JI. Шевченко; «Мир - прекрасное творенье» JI. П. Гладких.

2. Провести ряд мероприятий по обеспечению согласованности направлений духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в образовательных организациях;

3. Руководителям образовательных организаций, муниципальных систем образования акцентировать внимание участников образовательного процесса на развитие духовных основ образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях;

4. В образовательных организациях воспитательный процесс ориентировать на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

5. В образовательных организациях Чувашской Республики провести практико-ориентированные семинары для педагогических работников по развитию компетенций в области реализации духовно-нравственного направления «Куликово поле. Служение Отечеству».

 

В дошкольном учреждении успешно реализуется программа «Социокультурные истоки», что способствует духовно-нравственному воспитанию детей.

При разработке рабочих программ на новый 2016-2017 учебный год будем ориентироваться на рекомендации и предложения Круглого стола.