Методические рекомендации. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно– национальному наследию родного края.
В настоящее время одной из острейших проблем современного образования и дошкольного образования, в том числе, является воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского и патриотического
воспитания подрастающего поколения находились в центре внимания любого
государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием
различных средств, методов, форм работы.
В современном мире, возможно, можем столкнуться с
такой проблемой, как намеренное переписывание истории, вычеркивание из «книги
жизни человечества» самых значимых и поворотных событий. Педагог, как основной
источник знаний для детей дошкольного возраста, не должен допустить того, чтобы
наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия
условий для усвоения традиций своего народа. Только тот, кто знает свою
историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся
гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат
духовно и разносторонне развит.
Дошкольное детство самый благодатный период жизни
человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития
ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание,
всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному
становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.
Одна из главных задач современного воспитания старших дошкольников –
воспитание любви к Родине и родному краю, чувства патриотизма и гордости за
Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со
знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит
домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок,
тем глубже и шире становятся представления.
Почему дошкольный возраст является благоприятным
периодом для воспитания патриотизма? А именно потому, что ребенок в этом
возрасте проникается доверием к взрослому, он часто ему подражает, также он
эмоционально отзывчив и искренен в своих суждениях и чувствах. Полученные в
дошкольном периоде знания и впечатления сопровождают человека всю жизнь.
Перед педагогом стоит важная проблема при знакомстве
старшего дошкольника с родным краем – открыть перед ребенком все разнообразие
пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал
собранный и сохраненный народом и учеными региона помогают показать,
ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Дошкольная
образовательная организация ставит перед собой цель – создание условий
воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и
патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний,
но и через включение регионального компонента в воспитательный процесс.
Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным
особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей
принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем
формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных
традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты,
проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе. Все это является
благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре,
выражающее в привязанности к родному дому.
В настоящее время исследователи выделяют
основополагающим фактором интеграции педагогических и социальных условий в
патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста региональный
компонент ФГОС ДО. Основной общеобразовательной программой предусматривается
реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации. В
педагогике региональный компонент рассматривается, как создание системы
способов и форм реализации непрерывно-образовательного процесса, подходящего
для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность
введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание
воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре. При реализации
регионального компонента ДОО работает в следующих направлениях: изучение
национальных традиций и обычаев, приобщение к ним; знакомство с природой
региона, привитие любви и бережного отношения к ней; уважение истории своего
народа; любовь к родному языку; формирование толерантности к представителям
разных культур.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к
народной культуре касается всех образовательных областей. Работая по принципу
интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в
этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная
информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах.
Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального
колорита.
Основная цель работы по приобщению к культурно-национальному наследию
родного края – ведение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную
атмосферу родного края, города, села, деревни.
В процессе приобщения детей к культурно-национальному наследию родного края
решаются следующие задачи:
- обогащение знаний детей о родном крае;
- воспитание чувства любви к Родине, уважение к людям родного края;
- формирование умения свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- воспитание интереса и уважения к людям других национальностей.
В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по
приобщению к культурно-национальному наследию родного края:
• экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам, к храмам, на
предприятия; организация наблюдений;
• виртуальные экскурсии;
• мероприятия с использованием ИКТ;
• проведение обрядовых праздников;
• организация наблюдений за природой;
• просмотр презентаций;
• оформление альбома на заданную тему;
• проектная деятельность;
• фольклорные занятия;
• рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
• рассматривание изделий народного прикладного творчества;
• изготовление поделок;
• чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
• беседы и т.д.
Чтобы детям было интересно знакомится с историей родного края
достопримечательностями, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно,
эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут
непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор, с учетом их возраста.
Самым сложным в работе по приобщению к культурно-национальному наследию
родного края является составление рассказов для детей, так как в методической
литературе таких текстов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными
для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно
учитывать следующее:
• рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом: это могут
быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске
и др.;
• рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в
процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами,
активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать
что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
• воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не
говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать
такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были
такими же маленькими, как вы» или «Это было очень-очень-очень давно, когда
ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети
поняли, что они не современники рассказанных событий;
• язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые
слова, то их необходимо пояснить;
• рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать
архитектуру, использовать специальную терминологию.
Следует активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры
поведения в режимные моменты. Перед обедом это может быть цикл бесед о
традиционной нравственности; перед сном – колыбельные, мерно рассказанная
мудрая сказка или притча; на прогулках – народные игры.
Не стоит забывать и о наглядности, в изготовлении которой с большим
энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения железнодорожного
вокзала города, можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям
увидеть результат занятий, посвященных истории родного города. Чтобы вызвать у
детей интерес и желание больше узнать о своем городе и крае, можно вводить в
НОД персонажей (куклы в разных костюмах, животные, средства транспорта) и
рассказывать от их лица истории и сказки. Это может быть один постоянный герой,
который приходит на занятия с предметами быта, сувенирами, фотографиями,
книгами.
Роль наглядности трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом
коренных жителей области. Использование иллюстративного материала делает
рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием
картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.
Так, приобщая детей к культурно-национальному наследию
родного края, педагоги развивают у старших дошкольников национальное
самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям,
прививают любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитывают добрые
отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого формируется
эмоционально окрашенные чувства причастности воспитанников к духовному наследию
прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, что способствует лучшему
пониманию ценностей родного языка, развивает самостоятельность, инициативу и
творческие способности у детей в различных видах деятельности.
Таким образом, приобщение к культурно-национальному наследию – это процесс,
в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы
поведения и манеры. Приобщение к культурно-национальному наследию родного края
играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.
Литература:
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического
воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических
занятий и сценарии мероприятий. – М.: Учитель, 2007.
2.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом
и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
3.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма
в ДОУ: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
4.Купецкова В.Ф., Гостяева В.В., Штанчикова Л.М. Дошкольникам о народной
культуре Пензенского края. – Пенза, 2009
5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004