Сведения о средствах обучения и воспитания

Тип документа
Разъяснения
Дата публикации
08.12.2021
56

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В ДОУ имеются следующие средства обучения:

·        Печатные (детские книги для чтения, хрестоматии, атласы, периодические профессиональные издания (журналы и газеты), методические пособия и т.д.);

·        Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

·        Аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, развивающие мультфильмы);

·        Наглядные плоскостные (картины, плакаты, карты настенные, комплекты иллюстраций);

·        Демонстрационные (дидактические игры, игрушки и пособия, муляжи и т.п.);

·        Учебные приборы и предметы для исследования (компас, песочные часы, микроскоп, колбы, лупы, магниты и разные предметы для исследования (деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные, фарфоровые, глиняные, каменные, полезные ископаемые (соль, уголь, глина, гранит, мел, графит, мрамор, известняк, глина белая, полевой шпат, каменная соль), бинокль, линзы, мерные ёмкости разного размера т.д.).

Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Ежегодно пополняется банк авторских интерактивных и развивающих мультимедийных презентаций, разработанных педагогами для использования их занятиях и в режимных моментах.

 

Принципы использования средств обучения:

·        Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

·        Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

·        Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

·        Сотворчество педагога и обучающегося;

·        Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: строительные материалы (деревянные, пластмассовые), конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, магнитные доски, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для физического развития функционирует физкультурный зал, в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый, кольцеброс, мяч баскетбольный,  теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо.

Игровые площадки оснащены песочницами, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.

Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.

Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации. 

   

 

Модель

развивающей предметно-пространственной среды

в группах раннего возраста

 

Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.

 

«Центр двигательной активности»

Для развития основных движений детей.

 

«Центр экспериментирования и труда»

Для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

«Центр познания и коммуникации (книжный уголок)»

Для восприятия  смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.

«Центр сенсорики и конструирования»

Для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.

«Центр игры»

Для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.

«Центр творчества и продуктивной деятельности»

Для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.

 

Модель развивающей

предметно-пространственной среды в дошкольных группах.

 

Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.

 

«Центр двигательной активности»

Ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности.

«Центр безопасности»

Позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности

«Центр игры»

Содержащий оборудование для организации сюжетно- ролевых детских игр, предметы-заместители.

«Центр конструирования»

В котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов.

«Центр логики и математики»

Содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций

«Центр экспериментирования»

Для организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей.

«Центр познания и коммуникации детей»

Обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками.

«Книжный уголок»

Содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей.

«Центр театрализации и музицирования»

Позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей.

«Центр уединения»

Предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников

«Центр коррекции»

Предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.

«Центр творчества детей»

Предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

Пояснения: В виду отсутствия спален центры могут быть совмещены, например, «Центр коррекции» можно объединить с «Центром познания и коммуникации детей» или с «Книжным уголком» (на усмотрение педагога).